Интерактивный практикум можно и нужно использовать для проведения уроков в школах, вузах и даже кружках по интересам. Чтобы педагогу было легче подготовить план урока, наши специалисты разработали методические рекомендации. Мы будем рады, если Вы ими воспользуетесь!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию Интерактивного практикума
«Эффективность понимания договора с финансовыми организациями – практическая основа защиты своих интересов»
Цель Интерактивного практикума – повышение финансовой грамотности граждан Российской Федерации, помощь в подготовке к принятию эффективных и безопасных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
Для достижения указанной цели применяются интерактивные формы обучения.
Суть использования интерактивных форм обучения состоит в погружении обучающихся в приближенную к реальной атмосферу активного взаимодействия внутри учебной группы и с обучающей системой, что создает оптимальные условия для получения знаний, умений и компетенций.
Все участники образовательного процесса (учитель и ученики, преподаватель и обучающиеся) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют служебные ситуации и действуют как равноправные партнеры.
Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных (служебных) ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия: он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Интерактивный практикум направлен на моделирование работы с такими широко распространенными договорами, как:
Интерактивный практикум имеет следующее деление: 11 курсов (по одному на каждый тип договора). Каждый курс содержит 4 образовательных модуля, в состав которых входят вопросы, разделенные на темы. В работе с Интерактивным практикумом данные термины используются в соответствующих пользовательских экранах и обозначениях.
Пример: Курс «Автокредит», модуль «Как Я заключил договор», тема «Что сделать, чтобы воспользоваться кредитом», вопрос «Когда я получу автомобиль в собственность?».
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основная литература:
Дополнительная литература:
Гражданский кодекс РФ: ст. 174, п. 3 ст. 453, ст. 420, п. п. 2, 3 ст. 421, ст. 434, п. 1 ст. 421, п. 5 ст. 724, ст. 432, ст. 168, п. 2 ст. 424, абз. 2 п. 3 ст. 425, п. 3 ст. 401 ГК РФ, гл. 9 ГК РФ
Закон РФ «О защите прав потребителей», ст. 17.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ: ст. 148 АПК РФ
Гражданский процессуальный кодекс РФ: ст. 222 ГПК РФ
Учебные материалы Практикума по текстам типовых договоров с финансовыми организациями содержат:
Для этого можно использовать Глоссарий финансовых и экономических терминов, который разработан на основании содержания выбранных 11 типов договоров и дает возможность получить информацию о любом финансовом или экономическом термине, встреченном при работе с Интерактивным практикумом.
Каждый вопрос – это задание одного из трех типов: «выбор верного варианта», «выбор одного или нескольких верных вариантов» или «правильная последовательность».
«Выбор верного варианта» – задание, в котором предлагается группа возможных ответов на вопрос, из которых обучающийся должен выбрать один (правильный).
«Выбор одного или нескольких верных вариантов» – задание, в котором предлагается группа возможных ответов на вопрос, из которых обучающийся должен выбрать один или несколько правильных.
«Правильная последовательность» – задание, в котором нужно расставить определенные действия или термины в единственно правильной последовательности, которая определяется содержанием вопроса задания.
Структура практических заданий
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИКАМ
Ресурс Интерактивного практикума может быть использован в рамках следующих учебных дисциплин:
Интерактивный практикум может применяться в 9-11-х классах, т.е. при приближении учащихся к возрастной группе 16+. Материалы из списка основной и дополнительной литературы учителю рекомендуется давать в форме тезисов, подчеркивая главное правило нормы.
Например, рекомендуемая ст. 420 ГК РФ имеет не простую структуру для восприятия учащегося школьного возраста.
Статья 420 ГК РФ. Понятие договора
1. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
2. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса.
3. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307-419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
4. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
Если вышеприведенную норму подать в таком виде, то эффективность усвоения и запоминания ее будет низкой. Поэтому внимание учащихся в ст. 420 следует сфокусировать на пункте 1, несущем основную смысловую нагрузку.
Тезисное изложение главной нормы ст. 420 ГК РФ будет выглядеть следующим образом: договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о сделках.
Цель обучения
Повышение финансовой грамотности учащихся и их подготовка к принятию эффективных и безопасных самостоятельных решений в разнообразных финансовых ситуациях.
Время изучения
Рекомендуется затрачивать время одного урока (академического часа) на изучение одного договора (один договор = один урок).
Учащийся должен знать:
- разновидности договоров в кредитно-финансовой сфере;
- понятие договора и порядок его заключение;
- права и обязанности сторон по договору;
- ряд специальных понятий в области права и кредитно-финансовой сфере;
- порядок действий при нарушении своих прав;
- порядок начисления процентов и штрафных санкций при использовании кредитно-финансовых договоров.
Учащийся должен уметь:
- ориентироваться в кредитно-финансовых терминах;
- защищать свои права при заключении кредитно-финансовых договоров;
- правильно заключать кредитно-финансовые договоры;
- правильно исполнять заключенные договоры.
ВАЖНО! Поскольку информационные массивы знаний во многом универсальны и пересекаются друг с другом, последовательное изучение договоров из одной сферы (кредиты, страхование) значительно облегчает дальнейшую работу и упрощает общее понимание.
ВАЖНО! Для удобства обучения в состав программного обеспечения Практикума входит комплект бесплатных мобильных приложений, который позволяет организовать изучение материалов Практикума вне компьютерного класса, используя смартфоны, фаблеты, гаджеты, телефоны и другие мобильные средства учеников и учителя. Содержание мобильного приложения полностью идентично интернет-сайту Интерактивного практикума.
Рекомендуемые элементы уроков
Теоретическая часть
№ п/п.
Учитель
1.
Общие положения о договоре (ГК РФ):
2.
Договор как узаконенное обязательство
3.
Роль договора на практике
4.
Шаблон договора
5.
Терминология договора (в зависимости от типа)
6.
Обсуждение материала
Поскольку положения, содержащиеся в договорах во многом универсальны и пересекаются друг с другом, то после изучения первого договора, последующие договоры будут осваиваться легче и эффективнее.
Теоритические элементы финансовой грамотности целесообразно изучать на примерах из жизни (кейсах), с которыми ученики могут столкнуться в настоящее время.
Пример из жизни (кейс).
- У Вас попросили в долг деньги. Это договор или просто бытовая ситуация, поскольку никаких бумаг не подписывалось?
Стоит разъяснить, что это тоже договор, хотя и в устной форме.
- Когда он считается заключенным?
С момента передачи в долг денег.
- А если Вы едете на поезде в метрополитене, это договор или нет?
На этих примерах нужно показать момент возникновения договора, прав и обязанностей по нему, форму этого договора.
- Человек создает семью, и ему потребовалось улучшить свои жилищные условия. Как он может это сделать законным путем?
Получить кредит под залог того недвижимого имущества, которое он приобретает. Это договор ипотеки. При этом стоит заострить внимание на условиях договора, которые становятся обязательными для сторон при заключении договора. На этом же примере можно оценить, насколько достаточен уровень заработной платы гражданина для погашения ипотечного кредита.
Практическая часть
Учитель + ученики
Самостоятельное ознакомление с шаблоном договора на базе модуля «Читаем договор». Совместные ответы на контрольные вопросы с пояснениями учителя.
Групповое ознакомление с пошаговой историей заключения договора на базе модуля «Как Я заключил договор». Обсуждения.
Совместное с учителем прохождение части викторины на базе модуля «Попробуй сам». Обоснование выбранных вариантов ответа. Обсуждение правильных ответов.
Самостоятельное прохождение учениками викторины на базе модуля «Попробуй сам». Сравнение результатов по набранным баллам.
Проработка с учителем 6-й темы модуля «Попробуй сам», посвященной экономико-математическим заданиям.
ВАЖНО! Учитывая психоэмоциональное состояние учеников, их энергию и самооценку, учитель может предложить им начать обучение не с теоретической части, а непосредственно с практики – рассмотрения наиболее активных модулей Интерактивного практикума «Как я заключил договор» (заключение договора в вопросах и ответах) и «Попробуй сам» (интерактивная викторина для проверки знаний). Следует всегда иметь в виду такую возможность при планировании обучения, но использовать ее не как основной вариант, а как специфическую альтернативу для определенного контингента обучающихся.
Домашнее задание (ГК РФ, Закон о защите прав потребителей, Интерактивный практикум)
Домашнее задание целесообразно выполнять на основании примеров из жизни (кейсов).
Примеры домашних заданий (в общем виде) и критерии правильности их выполнения:
ВАЖНО! Для проработки заданий, требующих математических решений, от учителя требуется твердое и заблаговременное (!) знание формул и способа решений таких заданий.
Для эффективного ознакомления учащихся с Интерактивным практикумом целесообразно выполнение учителем следующих рекомендаций:
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ПРАКТИКУМА
Тема: Гражданско-правовой договор.
Урок
Деятельность преподавателя
Работа с интерактивным практикумом
1 урок
Цель: Познакомить с общей характеристикой договора, рассмотреть виды договора, изучить структуру договора, рассмотреть порядок заключения договора.
Пояснительные материалы на сайте
План:
№ 1. Договор: понятие, значение, принципы, содержание, форма, условия.
№ 2. Структура договора. Классификация договора.
№ 3. Оферта и акцепт. Правоспособность юридического лица в договоре. Дееспособность гражданина в договорах. Порядок заключения договора и исполнения договора.
№ 4. Основания изменения и расторжения договора.
№ 5. Условия правомерности заключения договора.
Модуль «Читаем договор»
(Ознакомление с шаблоном договора, структурой и основными элементами)
Модуль «Как я заключил договор»
(Ознакомление с основными темами и вопросами при заключении договоров, источники информации и их точность. Знакомство с терминологией)
Модуль «Попробуй сам»
(Оценка текущего уровня знаний учеников, обсуждение)
2 урок
Практическая интерактивная деятельность.
Индивидуальная или групповая работа по разным видам договоров.
Модуль «Надо знать»
(Знакомство с практическими советами)
(Чтение шаблона договора, ответы на контрольные вопросы, обсуждение)
(Прочтение вопросов и ответов, ответы на вопросы учителя по кейсу, обсуждения)
Задания:
Рассчитать размер кредита, который понадобится (на примере одного из договоров Практикума).
Практические задания в форме теста на примере одного из договоров Практикума.
Разбор заданий и оценка ответов учащихся.
Проверка и анализ выполненных заданий
(Проверка полученных знаний, фиксация набранных баллов, обсуждение результата и рекомендаций системы)
Домашнее задание:
составить индивидуальный договор
(учитель определяет вид договора).
Ученик должен учесть при составлении основные элементы договора, его структуру. Уметь разъяснить его порядок заключения, исполнения и прекращения.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – ОБУЧАЮЩИМСЯ НА КУРСАХ
Это блок рекомендаций преподавателю, обучающему:
Изучение темы следует строить следующим образом (на примере договора автокредита):
Педагог
Обучающиеся
«Пояснительные материалы»
http://intpract.oc3.ru/page/commonQuestion/
Работа с модулем «Надо знать»
Изучение основных правовых положений договора.
Работа с модулем «Читаем договор»:
Работа с модулем «Как я заключил договор».
Работа с модулем «Попробуй сам».
ВАЖНО! Для выяснения индивидуального уровня финансовой грамотности обучающихся, педагог может начать ознакомление обучающихся с Интерактивным практикумом с модуля «Попробуй сам». Количество баллов набранных обучающимися и рекомендации системы, помогут педагогу лучше определиться со спецификой подачи материала в данной группе.
Материалы из основной и дополнительной литературы педагогу рекомендуется давать в форме тезисов, подчеркивая главное правило нормы.
Например, ст. 438 ГК РФ для лица, не имеющего юридического образования, достаточно сложна. В частности, п. 3 этой статьи не имеет отношения к изучаемому договору автокредита. Поэтому преподавателю следует сделать упор на понятии акцепта, разъяснить его роль и суть, дистанцируясь в своем изложении от специальных теоретических правовых положений.
Статья 438 ГК РФ. Акцепт
1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
2. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.
3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Тезисное изложение главной нормы ст. 438 ГК РФ будет выглядеть следующим образом: Акцепт – это согласие на предложение заключить договор. Такое согласие должно быть безоговорочным (т.е. без оговорок), т.к. в случае оговорки такое действие будет признано не согласием, а новым предложением заключить договор.
Повышение уровня финансовой грамотности обучаемых на практических примерах заключения типовых договоров. Ознакомление со сложившейся практикой регулирования договорных взаимоотношений гражданина и финансовых организаций.
Рекомендуется затрачивать время одного занятия на изучение одного договора (один договор = одно занятие). При работе с группой преподавателю рекомендуется сформировать тематический кейс для усиления восприятия обучаемыми практической составляющей. Состав кейса рекомендуется коррелировать с темами модулей «Как Я заключил договор» и «Попробуй сам».
При дистанционном обучении, время ознакомления обучаемых с курсом Интерактивного практикума может быть обусловлено выводом обучающегося, что пройденные темы были поняты им правильно.
ВАЖНО! При дистанционном обучении оправдано применение мобильной версии Практикума, которая позволяет получить доступ ко всем материалам и учебным модулям, используя смартфоны, фаблеты, гаджеты, телефоны и другие мобильные средства пользователя.
Рекомендуемые элементы занятий
1. Изложение общих теоретических положений о договоре преподавателем на основании ГК РФ: общие положения о понятии договора, его заключении, изменении и расторжении, оферте и акцепте, существенных условиях договора, его форме и структуре. Данные положения могут быть изучены обучающимися самостоятельно на основании «Пояснительных материалов» http://intpract.oc3.ru/page/commonQuestion/.
- Сосед попросил в долг деньги. Это считается договором?
На основании статьи 420 ГК РФ «Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» - значит передача Вами соседу денег в долг – это договор, заключенный Вами и соседом в устной форме.
- В какой момент такой договор считается заключенным?
В соответствии с п.2 статьи 433 договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества, т.е. с момента фактического подтверждения заключенного соглашения – сосед попросил денег, Вы оговорили условия возврата, он согласился, Вы передали деньги, он деньги взял. С момента получения соседом денег он согласился с условиями договора и заключил его.
2. В качестве основного информационного пособия педагогу рекомендуется использовать модули «Читаем договор» и «Как Я заключил договор», на примере которым можно осуществить взаимоувязку теоретических положений курса с практикой заключения договора выбранного типа.
3. Обсуждение материала и разбор отдельных элементов кейса преподавателем и обучающимися на основании информации, представленной ранее (материалы ГК РФ и Интерактивного практикума).
Практическая часть (Интерактивный практикум)
1. Самостоятельное закрепление пройденного материала на основе модулей Интерактивного практикума.
2. Совместное с преподавателем прохождение викторины модуля «Попробуй сам». Подробные пояснения по поводу правильности (неправильности) каждого варианта.
3. Групповая проработка с преподавателем 6-ой темы модуля «Попробуй сам», посвященного экономико-математическим заданиям. Индивидуальное решение расчетных задач по теме курса.
4. Самостоятельное прохождение викторины, фиксация достигнутых результатов.
ВАЖНО! При выполнении домашних заданий обязательно взаимодействие обучающегося с преподавателем, на котором лежит функция интерактивного контроля над процессом выполнения домашнего задания.
ВАЖНО! Для проработки заданий, требующих математических решений, от преподавателя требуется твердое и заблаговременное (!) знание формул и способа решений таких заданий.
Для эффективного ознакомления обучающихся с Интерактивным практикумом целесообразно выполнение преподавателем следующих рекомендаций: